Боевые собаки сарматов

Применяли ли сарматы собак на поле боя? Были ли это специально обученные псы войны? Завесу тайны приоткрывает статья Александра Константиновича Нефёдкина «Боевые собаки сарматов?» в его книге «Военное дело сарматов и аланов».

В этом блоге мы уже затронули тему собак аланов, но мне захотелось опубликовать эту статью отдельно.

Краткий экскурс в историю

Сарматы, охотящиеся с пикой на кабана в сопровождении собаки. Сосуд из Косики. Начало 1 века
Сарматы, охотящиеся с пикой на кабана в сопровождении собаки. Сосуд из Косики. Начало 1 века

История аланов тесно переплетается с сарматами. В эпоху своего расцвета – в первые века новой эры – сармато-аланские ираноязычные племена занимали широкую степную зону – от Центральной Азии до Дуная (территория современной Украины и Казахстана). Сами сарматы не представляли собой единого этноса, а делились на несколько союзов племен и в основном занимались кочевым скотоводством. Так как у них не было письменности, картину их мира проясняют письменные свидетельства античных государств и Закавказья.

Античные авторы объединили алан и сарматов под единым наименованием не только исходя из их географического положения, но и вследствие единообразия обычаев степного образа жизни и военного дела. По мнению исследователей, сарматы, под именем «савроматы», впервые упоминаются Геродотом. Эти племена завоевали Скифию и участвовали в Великом переселении народов.

Исследования Нефедкина о боевых собак сарматов

Итак, французский исследователь Э. Куни (Cougny, 1887) выдвинул предположение, что сарматы использовали боевых собак.

Аланы на охоте. Эпоха Средневековья
Аланы на охоте. Эпоха Средневековья

В средневековой Западной Европе славились охот­ничьи «аланские собаки», лучшие породы которых происходили из Ис­пании и Милана в Италии, причем последние исторически связаны с аланскими поселениями (V в.). Данная порода больших собак исполь­зовалась феодалами для конной охоты на оленей и волков. Эти соба­ки использовались и на войне.

«Для обращения в бегство коней и всадников нужно, чтобы были выращены своими хозяевами собаки-аланы; они необузданные и кусачие, когда воодушевлены своими хозяевами против своих неприятелей, или врагов», – сообщает латинский трактат «О военном деле и военных машинах».

Развивая свою идею, Э. Куни предположил, что сарматские собаки, упомянутые греческим поэтом Оппианом около 200 г., являются теми же боевыми животными, что и цитируемые выше аланские. Они же предназначен­ы для преследования всадников и коней.

Действительно, Оппиан упоминает собак сарматов в двух случаях: среди пород наиболее пригодных для охоты: пеонийские, авзонийские, карийские, фракийские, иберийские, аркадские, аргосские, лакедемонские, тегейские, савроматские, кельтские, критские, магнетские, аморгские, локридские, молосские и египетские волопасы. Как видим, сарматские собаки тут являются единственными принадлежа­щими кочевникам, остальные породы выведены для охоты варварски­ми народами или греческими этносами, среди которых псовая охота была весьма популярна.

Во втором пассаже Оппиана речь идет о поро­дах, подходящих для скрещивания друг с другом. Таким образом, какими-то особыми признаками в поэме собаки сарматов не наделя­ются.

Собака или волк в схватке со змеей. Золото. Малая Азия. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Собака или волк в схватке со змеей. Золото. Малая Азия. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Отметим, что автор конца II в. н. э. Юлий Поллукс, перечисляя наиболее благородные породы, не называет сарматских. Впрочем, этот список составлен по греческим источникам классического и в меньшей степени эллинистического периодов.

Н. А. Гаврилюк полагает, что еще скифы для охоты на крупную дичь, в частности на льва, использовали догообразных собак. В Ольвии римского времени (современная Николаевская область, Украина) также найдены кости догообразной собаки. Ви­димо, и у аланов были рослые собаки, которые предназначались для охраны скота и охоты.

От этнонима Alani произошло и совре­менное западноевропейское название догов: французский alan для охоты на кабана и волка, английский alaunt, итальянский atano, тогда как испанская порода alano считается бульдогом. Англичане же, ве­роятно, получили данную породу (мастифов) из Испании, с ней они охотились на волков.

 Собаки для охоты и для боя

Конные лучники с собаками в бою. Роспись этрусской вазы 4 в. до н.э.
Конные лучники с собаками в бою. Роспись этрусской вазы 4 в. до н.э.

Обычных охотничьих собак могли ис­пользовать в качестве боевых. Позднее вывели узкоспециализированых боевых собак, которых в мирное время использовали в охоте на крупную дичь. Античные авторы указывают две основные области разведения боевых собак — Анато­лию (срединная часть территории современной Турции) и южное побережье Каспийского моря.

Использование боевых собак характерно для оседлых, а не для кочевых этносов. О боевых со­баках древних кочевников евразийских степей античные авторы не упоминают. Однако на некоторых античных вазах представлены конные лучники, каждого из которых в бою со­провождает собака, бегущая внизу под конем, как, к примеру, мы это видим на одной этрусской вазе VI в. до н. э.

Эти всадники обычно ассоциируются с киммерийцам. С другой стороны, на клазоменских саркофагах, датируемых около 500 г. до н. э., собака постоянно сопровождает коня, безразлично — верхового или упряжного, тогда как непосредственно вцепившимися во врага со­баки не показаны.

Черно-фигурная амфора 525-500 до н.э. Амазонка с собакой.
Черно-фигурная амфора 525-500 до н.э. Амазонка с собакой.

Значит, что собаки на подобных изображениях носили определен­ный сакральный, вероятно хтонический (олицетворяющий собой дикую природную мощь земли, относящийся к подземному царству и т. п.), смысл.

Обычно кочевники широко использовали собак как помощников на охоте и на пастбище. Так, небольших охотничьих собак сарматов мы видим, например, на сценах кабаньей охоты на сосуде из Косики.

Палеозоолог В. И. Цалкин считает подобных степных собак близкими к лайкам. Последних же ки­нолог В. А. Калинин рассматривает как гончеобразных собак для трав­ли дичи. К. Келлер полагал, что это были борзые. По мнению К.Ф. Смирнова, сарматские собаки, упомянутые Оппианом, служили для охраны стад. Впрочем, поэт рекомендует савроматских собак для охоты, т. е. это были охотничьи, а не пастушьи живот­ные.

Охотничьи и пастушьи собаки в определенных ситуациях могли участвовать в боевых действиях, но это не было общим правилом. Ес­тественно, такие собаки могли бегать в гуще боя, когда табор находил­ся относительно недалеко от места сражения, в дальние же набеги их не брали.

Итак, скорее всего, сарматы, как и другие кочевники, не применя­ли собак в бою. Однако нельзя исключить и того, что охотничьи или пастушьи собаки могли от случая к случаю принимать участие в бою, когда кочевой табор находился неподалеку.

Источник:

Нефёдкин А.К. Военное дело сарматов и аланов. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. – 304 с.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *