Боевые псы легионов: миф или реальность? (ЧАСТЬ ІІІ)

В продолжение темы про использование собак в римском военном деле.

Первую часть читайте здесь. Вторую часть – здесь.

Содержание и дрессировка собак

Уже в возрасте 11 месяцев кобеля приучали к виду зайца, но выводили на охоту только с двухлетнего возраста. Арриан рекомендовал при обычных условиях держать животное на привязи и выгуливать четыре раза в день.

Древнеримская фибула (застёжка для одежды) собака ловит зайца (позолоченное серебро). 3 в н э

В качестве поощрения следовало называть слова благодарности вместе с именем животного: “Хорошо, о, Кирра; хорошо, о, Бонно; прекрасно, о, Хорме”. При этом собаку почесывали за ушами или даже целовали в голову.

Клички собакам давали короткие, исходя из их окраса и привычек, целей использования или каких-то аналогий. Арриан, упоминая о том, как делался выбор клички, сообщает, что выбирали уже существующие имена или же сами придумывали их.

Его предшественник и образец для подражания Ксенофонт дает целый список коротких благозвучных имен, которые он рекомендует давать собакам.

Колумелла  рекомендовал давать даже сторожевым и пастушьим собакам клички охотничьих псов из двух-трех слогов. Ксенофонт приводит 47 кличек, Овидий называет 37 кличек собак, принадлежащих страстному охотнику Актеону, Гигин приводит даже 52 клички этих собак, из которых 25 принадлежали кобелям, а 27 – сукам. К примеру, Вергилий в выполненных в эллинском колорите “Буколиках” дает греческие клички упоминающимся тут собакам: пастушьей суке – Лициска (Lycisca – “волчица”), а сторожевому кобелю – Гилакс (Hylax – “лающий”). Действительно, римляне зачастую давали своим собакам греческие клички.

5364Очевидно, ассортимент собачьего корма напрямую зависел от достатка хозяев, времени года, плодородности местности. Так, Варрон  рекомендовал кормить собаку достаточно хорошо, ячменным хлебом, покрошенным в молоко, отваром из костей и самими неразмельченными костями.

Колумелла предписывал более скудный рацион собакам, пастушьей – ячный хлеб в сыворотке, а сторожевой – пшеничный хлеб, накрошенный в бобовую похлебку. Позднее, в первой половине II в., Арриан  считал лучшим кормом пшеничный или ячменный хлеб и воду, а также отвар от жирной говядины.

В жару животное предписывалось поить яйцом, предварительно засунув его ей в пасть. Беременной собаке рекомендовался ячный, а не пшеничный хлеб (Varro. De re rust., II, 9, 11). Ощенившейся же суке Арриан советовал давать испеченную в золе и растертую, словно ячмень, говяжью печень (Arr. Cyn., 8, 1).

Вергилий предлагал вскармливать лаконских и молосских щенков жирной сывороткой . При этом Арриан рекомендовал зимой кормить собаку вечером, а летом (поскольку день дольше) еще и утром, тогда ей можно дать соленое сало.

Служба собак

Тmosaik-dog-romeеперь, после разбора некоторых моментов воспитания и содержания собак, обратимся непосредственно к службе собак.

В работах, написанных кинологами, можно встретить утверждения типа: “Молосских догов широко использовали римляне в военных действиях против различных племен Центральной и Западной Европы”. Чтобы верифицировать данное положение, обратимся к источникам. Наибольшее значение при этом имеет античная письменная традиция, тогда как информация репрезентативных памятников носит вспомогательный характер, поскольку на ней нет подписей, информирующих нас о том, кто тут изображен.

Можно сразу же отметить, что в сохранившихся до нашего времени источниках в описании боевых действий нет упоминаний об использовании римлянами собак непосредственно в сражении.

О значении бойцовых качеств собаки в античном мире сообщает римский энциклопедист Плиний Старший: “Сражается против разбойников за господина собака, получает и наносит удары, но от его тела не отступит; отгоняет диких зверей”.

В частности, в античной литературе приводится следующий случай с трупом одного римлянина. Клавдий Элиан рассказывает:

“Считается – и это очевидно, – что у собак существует непреодолимая любовь к содержащим их. В какой-то из гражданских войн в Риме Кальба Римлянин был заколот, однако ни один из врагов этого человека не мог отрубить ему голову (хотя многие устраивали состязание за этот трофей), прежде, чем они не убили стоящую около трупа собаку, выращенную им, ведь именно из-за любви она спасала и сражалась за павшего, словно соратник и отличный спутник, являвшийся его другом до конца”.

Серебрянная монета. Древний Рим
Серебрянная монета. Древний Рим

Кем был этот человек, неясно. Может быть, императором Гальбой? Но у Иоанна Цеца он назван стратегом, однако, возможно, это не terminus technicus, а простое наименование командующего войсками. Если это был Гальба, то событие относится к 69 г. Хотя надо отметить, что в других рассказах о гибели ехавшего в паланкине Гальбы от толпы преторианцев этот эпизод не упоминается. Подобная же история о верности собаки, охранявшей труп хозяина, относится и ко времени царя Пирра.

Встречались случаи подобного рода и в Новое время. Так, после победы над австрийцами при Бассано (1796 г. ) Бонапарт заметил на поле боя собаку, которая охраняла тело своего павшего хозяина.

Естественно, что римляне с их любовью к гладиаторским боям не могли не использовать собак в период империи в venationibus – в травлях диких зверей в амфитеатре.

Насколько нам известно, собственно в военном деле собаки использовались римлянами в функциях аналогичных их обычному применению: охрана объектов и выслеживание. Впрочем упоминаний и о таких случаях сохранилось весьма немного.

Так, консул 231 года до н.э. Марк Помпоний получил для ведения боевых действий недавно присоединенную (в 238 г. до н.э.) Сардинию. Если прибрежная часть острова была покорена, то центральные горные районы не были подчинены и местное население, ведя войну партизанскими методами, пряталось в подземных жилищах в горах, покрытых лесом.

Тогда Помпоний выписал из Италии собак-следопытов, чтобы найти убежища туземцев. Вот как описывает этот эпизод византийский историк Иоанн Зонара :

“Марк Помпоний получил Сардинию и узнав, что многие из них [= сардов] спрятались в трудноотыскиваемых лесных пещерах, – а он не мог их найти, – призвал из Италии чутких собак, посредством которых он, найдя дорогу, захватил много людей и скота”.

Ритон в виде головы собаки
Ритон в виде головы собаки

Таким образом, мы ясно видим, что при римской армии не было специальных, даже охотничьих собак, которые могли бы найти беглецов. Собак-следопытов пришлось выписать из соседней Италии. Они-то и нашли горные тропинки к убежищам местных жителей. Эти животные были либо какими-то специально обученными для поиска людей (беглых рабов?) псами, или же они являлись обычными охотничьими собаками.

Подобный способ вылавливания убежавшего противника не был уникальным. Таким образом действовали и македоняне (356 г. до н. э. ) в поисках прятавшихся в лесистой местности горных фракийцев, которых искали “охотничьи собаки”, а позднее испанские конкистадоры так вылавливали индейцев.

Другое, более позднее, свидетельство об использовании собак в военном деле – это сообщение римского писателя Флавия Вегеция Рената, преподнесшего свое сочинение “Эпитома военного дела”, императору около 386/387 г.

Вегеций, согласно военной практике, рекомендует для предотвращения внезапного нападения врага в кастеллах лимеса привязывать собак с чутким обонянием:

“Обычай также ввел следующее: чтобы содержались на башнях очень энергичные и чуткие собаки, которые первыми почуят приближение врагов по запаху и лаем это обнаружат”. Поскольку сочинение Вегеция, как он сам указывает, базировалось на трудах писателей прошлого, то эта рекомендация могла быть переложением более древнего обычая.

Так, уже автор IV века до н. э. Эней Тактик рекомендовал в зимние темные ночи привязывать с наружной стороны стен приученных к ночной охоте собак, которые своим лаем обнаружат вражеского лазутчика или перебежчика.

Как видим, хотя способы употребления собак у Вегеция и Энея похожи, но есть и существенные различия в целях использования: в первом случае – предотвратить неожиданное нападение врагов, а во втором – обнаружить разведчиков и перебежчиков. Даже если предположить, что Вегеций руководствовался при написании данного пассажа непосредственно советом самого Энея или почерпнул его из какого-то автора-посредника, то он все же говорит о своей собственной военной необходимости, приспосабливая ее к своим обстоятельствам.

Мозаика. Музей Бардо, Тунис
Мозаика. Музей Бардо, Тунис

Сложно сказать, исполнялась ли рекомендация Вегеция. Обычно ведь рекомендуется то, чего нет. Иначе зачем советовать то, что все и так делают? С другой стороны, рекомендация, судя по ссылке на обычай, базировалась на реально существовавшей практике.

Английский исследователь римского военного дела Майкл Бишоп в послании на военно-историческом подписном листе De re militari от 7 декабря 1999 г. заметил, что ему не известны находки какой-нибудь собачьей конуры в раскопанных римских фортах.

Однако, нет ничего невероятного в предположении о том, что римляне использовать собак при охране лимеса (укреплённый рубеж (вал, стена) со сторожевыми башнями, возведенный на границе бывшей Римской империи), содержа их в кастеллах. Хотя на колоннах Траяна и Марка Аврелия укрепления границы представлены без изображений собак и их будок, но нам известно, что собаки широко применялись и для охраны частных жилищ, и для защиты общественных зданий, в частности, храмов.

Так, на Капитолии храм Юпитера охраняли собаки. Это было как во время нашествия галлов (390 г. до н. э. ), так и позднее на рубеже III-II вв. до н. э., когда П. Сципион Африканский ходил по ночам советоваться с богом в это святилище; в I в. до н. э. собак на Капитолии также выпускали на ночь для охраны от воров.

Еще в 536 г. византийский полководец Велизарий, осажденный готами в Риме, для безопасности высылал на ночь перед рвом города воинов, в основном, мавров, с собаками, которые должны были предотвратить возможные сношения ненадежных римлян с врагами. Таким образом, собак использовали для охранной службы.

Мраморная статуя. Пара борзых, играющих вместе 1-2 в. н.э. British Museum
Мраморная статуя. Пара борзых, играющих вместе 1-2 в. н.э. British Museum

Французский исследователь Э. Куни полагал, что во время Маркоманнских войн (167-180 гг.) римляне использовали больших боевых собак. Данное предположение базируется на прорисовке в итальянском издании И. П. Беллори одного рельефа с колонны Марка Аврелия в Риме. Однако даже по этой прорисовке видно, что рельеф сохранился очень плохо, а представленная тут пара “собак” по своим размерам, скорее, напоминает львов или лошадей. Данное место на фотографическом воспроизведении рельефов колонны в издании 1896 года настолько попорчено, что абсолютно ничего разобрать нельзя.

Кроме того, нельзя с уверенностью сказать, сам ли И. П. Беллори реконструировал данное изображение или в начале XVIII века фигуры еще можно было разобрать. Однако, даже если это собаки (что, однако, маловероятно), то и тогда они изображены не в батальной сцене, они просто стоят в мирной обстановке. Впрочем, более вероятно, это все же были лошади, которые на рельефах скачут по соседству с этим изображением.

Рисунок Пьетро Беллори, 1704
Рисунок Пьетро Беллори, 1704

Таким образом, можно присоединиться к традиционному мнению о том, что римляне не использовали собак непосредственно в бою. Вместе с тем, воины империи, очевидно, использовали сторожевых собак при охране важных государственных объектов и, возможно, для стражи лимеса. Для этого выбирали особенно злобных сторожевых собак. Скорее всего, использовались собаки-следопыты и для поиска беглецов. Это все, что мы можем сказать об использовании собак в военном деле римлян, согласно античным источникам.

Напоминаю, что это часть статьи журнала Para Bellum об особенности использовании собак в римском военном деле.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *