Собака в религиях мира

На протяжении веков отношение человечества к собакам менялось и по сей день постоянно изменяется. Собака – злейший враг и лучший друг, воплощение преданности и символ подлости, объект поклонений и ярых гонений. Есть ли душа у собак, можно ли считать собаку чистым животным, попадают ли они в рай после смерти? Какое место занимает собака в жизни верующего человека? Не грех ли держать животных в доме?

Забавно, что собака как никто другой похожа на человека по характеру. Она может быть верным помощником и беспробудным лентяем, готовым отдать жизнь другом и трусливым предателем. Возможно именно поэтому собака в исламе, христианстве и других религиях столь неоднозначный персонаж.

Собака изменчива, сложна и противоречива. Гуси, коровы, медведи и даже кошки понятны, а собака непредсказуема, если речь идет о собачьем племени в целом, а не об отдельно взятой особи. Многие современные религиозные деятели считают, что как раз по причине схожести нравов человека и собаки, в христианстве, исламе и прочих религиях к этому животному относятся в лучшем случае настороженно.

 Православие

Священник с таксойВ христианстве, а в частности в православии, все твари – Божьи. Относиться к любому живому существу с негативом, обращаться жестоко, уничижать – большой грех. Логично, что многих православных христиан возмущает, почему церковь против собак и против их нахождения в доме, Божьем и людском.

Но еще большим грехом, чем жестокость по отношению к животным, считается поклонение кому-либо и чему-либо, помимо Бога (возлюби Бога своего больше чем отца и мать, больше жизни своей). А собаку за ее преданность, помощь человечеству и схожесть с человеком очень легко полюбить сильнее, чем ближнего своего. Именно из этих опасений церковь относится к собакам, как к нечистым животным.

Нечестивое животное то, к которому человек относится неправильно, с чрезмерной жесткостью или, наоборот, чрезмерным трепетом. Нечестивым животное делает человек, а вот по своей природе любая тварь – от Бога. Негативное отношение церкви к собакам – всего лишь реакция на слишком явную симпатию людей к этим животным.

По части запрета на нахождение собаки в доме единого мнения нет. Многие священнослужители самых высших чинов держат собак даже в спальнях, и не считают это грехом.  Кстати, в священных писаниях нет прямого или косвенного запрета на содержание собак в доме или на присутствие собак в стенах храма.

Зороастризм

зороастризмЕдинственная религия в мире, которая явно выделяет собаку среди прочих животных – это зороастризм. Испокон веков древние иранские народности считали собак практически равными себе, лучшими среди животных, относились к ним бережно и трепетно.

Не возникало сомнений, есть ли у собак душа – есть, и не просто душа, а душа умершего человека, которая за особые деяния в прошлой жизни вернулась на землю воплощением преданности, мудрости, бесстрашия и выносливости. Веря в то, что внутри собаки существует душа умершего человека, (возможно, предка), отношения с этими животными строились на основе только уважения и почтения.

Согласно зороастризму, душа собаки после смерти попадает в загробный мир, принимает облик мощного пса и продолжает служить людям, но уже умершим. На протяжении жизни человека охраняют живые собаки – изгоняют демонов, не давая им проникнуть ни в мысли, ни в дом. А после смерти, на пути в загробный мир, душа человека находится под защитой души собаки, которая также отгоняет бесов, не давая им сбить человека с его последнего пути.

Ислам

собака исламЛюбому историку понятно, почему мусульмане не любят собак. Как бы ни относились к этому факту правоверные исламисты, но столь явный негатив – всего лишь следствие давно забытой вражды двух религий. В самом начале развития ислама мусульмане не выделяли собак среди прочих животных. Собака в исламе была незначительным персонажем: не пускай в дом, не ешь с одной тарелки, не позволяй облизывать рук – все запреты касались только личной гигиены.

Когда ислам достиг определенного развития, началось жесткое притеснение, а затем и открытая вражда с приверженцами зороастризма. По сути это была борьба за территорию, удавшаяся попытка захватить власть. Сегодня уже никто не помнит, почему мусульмане не любят собак, но началось все с гонений этих животных с целью унижения и демонстрации силы. Приверженцы зороастризма чтили собак, считали их сосудами для душ предков. Что могло сильнее оскорбить врага, чем унижение и убийство собаки? Ислам давно и успешно вытеснил зороастризм, но в силу традиций некоторые мусульмане и собаки все еще несовместимы, как евреи и свинина.

Однако многие современные мусульмане не разделяют негативного отношения к собакам. Сегодня все больше людей возвращаются к истокам религии, ограничивая общение с этими животными только из соображений чистоты – духовной и телесной. Ведь единственная причина, почему мусульманам нельзя трогать собак, заключается в нечестивости этих животных (по мнению историков, имеет место неверная трактовка или намеренное искажение термина «нечестивость», как и в случае с «нечистыми» собаками в Библии). Муфтии открыто порицают негативное отношение мусульман к собакам, напоминая, что Коран запрещает ненависть и жестокое обращение с любыми животными.

Относительно душ животных мнения мусульман и православных сходятся. Как и в христианстве, в исламе бессмертна только душа человека, и только она заслуживает кары или награды. Душа собаки после смерти исчезает, не попадая ни в рай, ни в ад. Животное не отвечает за свои поступки ни перед Аллахом, ни перед кем-либо еще, так как собака (и любое другое животное) лишена самосознания.

Буддизм

буддизм собакаЕсли отношение к собакам в исламе, православии и зороастризме диктуется неким единым богом-создателем, то буддисты отрицают само существование бога как создателя. Для буддиста мир существовал всегда и он бесконечен, более того – миров множество, и они существуют параллельно. Для приверженца буддизма вопрос «Куда уходят души собак или людей после смерти?» звучит абсурдно, так как буддизм отрицает существование некой субстанции, называемой душой. Для буддиста все вокруг – поток единого сознания, принимающего разные формы. А потому между человеком, кузнечиком, собакой и птичкой нет никакой разницы. Нанося вред живому существу, человек вредит единому потоку сознания, частью которого является, то есть вредит сам себе.

monk and dog Wat DockramАд и рай для собак, как и для человека – это внутреннее состояние, состояние души, если бы буддисты верили в душу. После телесной смерти частичка общего потока сознания оказывается в одном из шести миров, в каком именно – зависит от накопленной кармы.

К счастью, каким бы животным ни была собака в исламе, христианстве и в любой другой религии, люди относятся к домашним питомцам все более ответственно и трепетно. Человек понимает, какую роль играют собаки в нашей жизни, какую помощь они оказывают всему людскому роду и в благодарность смягчается, заостряя внимание не на изживших себя запретах, а на порицании любой религией жестокости по отношению к животным.

Источник:

Собаки в религии: православие, ислам, буддизм, зороастризм

комментария 2

  1. макс
    26.03.2015
    Ответить

    Собачка иногда лучше всякой религии,выслушает всегда и разделит с тобой и радость и горе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *