Собака-поводырь в рукописях Средневековья

Были ли в средневековой Европе собаки-поводыри? Считается, что самая ранняя сохранившаяся иллюстрация датируется концом 15-го века. Но в средневековых рукописях они упоминались даже раньше.

Так, в Декреталии Григория IX, сборнике документов середины 13-го века, содержится иллюстрация слепого нищего в лоскутных лохмотьях с собакой на поводке.

В рукописном Часослове первой половины 14 века мы находим изображение собаки, которая с интересом наблюдает как ее хозяин обретает зрение благодаря Христу.

Поразительно, но большинство рисунков собак-поводырей ученые обнаруживают именно в молитвенниках. Например, в нидерландском часослове, сделанном для женщины из Гента, мы можем увидеть собаку-поводыря с миской в зубах.

Учитывая контекст, в котором появлялись изображения, можно предположить, что они вызывали мысли о возвышенном и благородном.

Собака-поводырь с миской

Почему очаровательный пес на изображении выше несет миску в зубах ? Эта собака, как и та, что изображена на рукописи ниже, возможно, собирала подаяние для своего владельца. Слепые в средневековой Европе часто сталкивались с серьезными финансовыми трудностями.

Проказа была одной из главных причин слепоты в средневековой Европе. В современном мире случаи проказы крайне редки, к тому же, болезнь поддается лечению. Но в период позднего Средневековья проказа была чрезвычайно распространенной. 

В то время эта болезнь ассоциировалась с грехом, и больные часто были обречены на социальную изоляцию.

Самое раннее изображение собаки-поводыря

Эти примеры доказывают, что образ собаки-поводыря и их владельца привлекал  внимание художников и писателей задолго до 15-го века.

Самым ранним изображением собаки-поводыря в Западной Европе считается фреска, обнаруженная в Помпеях. К сожалению, фреска находится в очень плохом состоянии, что, вероятно, объясняет, почему о ней чаще упоминают, чем показывают.

Относились ли люди тех времен к собакам-поводырям так же, как мы сейчас? 

Существует мнение, что в Средние века собаки-поводыри считались ненадежными. Ирина Мельтцер в своей новаторской работе «Социальная история инвалидности в Средние века» приводит этому два примера.

Она отмечает, что собака не может вести слепого так как ее легко отвлечь («De proprietatibus rerum» Варфоломея Английского (около 1240 г.) 

Также Мельтцер пишет, что в книге Генриха фон Мюгельна 14-го века правитель без причины сравнивается со слепым, сбитым с пути собакой или ребенком.

Нельзя утверждать, что негативное отношение к собакам-поводырям было всеобщим. Более того, Никифор Василаки, учитель риторики из Константинополя 11-12 века, написал хвалебную песнь о собаках, где есть такие слова: 

“Как не упомянуть мне о самой невероятной особенности собаки, ведь она ведет слепого, становится его глазами, направляет к дверям людей, чтобы попросить кусок хлеба, а потом отводит назад в их ночлег.”

По словам Василаки, собаки даже лучше людей: “почему-то люди не могут стерпеть и сделать друг для друга то, что это неразумное животное делает для людей”. Кажется, в глазах Василаки, собака-поводырь вполне могла справиться со своей задачей.

Хотя роль собаки-поводыря в средневековой Европе преуменьшалась или вообще игнорировалась, исследования показывают занимательную историю изображения хвостатых помощников в древних манускриптах. Эти изображения, как важный кусочек средневековой культуры, продолжают очаровывать сотни лет спустя.

Источник Dr. Krista A. Murchison – Guide Dogs in Medieval Art and Writing

БОЛЬШЕ ИСТОРИЙ О СОБАКАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Собака в культуре Древних германцев

Собака в кельтском эпосе

Боевые собаки — психологическое оружие конкистадоров

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *